«Развитие живой компании» Книга Михаила Рыбакова и Ольги Пайвиной.
Узнать больше

Анонсы - 2024

Выпуск 231. Михаил Рыбаков. Ваш бизнес: свобода созидать или тяжкий крест?

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 19.06.2013

Михаил Рыбаков.jpgМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Статья предназначена для опытных бизнесменов и тех, кто только планирует создать свое Дело.

Зачем мы живем? По большому счету, для того чтобы испытывать счастье. Конечно, у каждого оно свое, но большинству важно чувствовать себя свободным. А для этого обычно нужны время и деньги.

Сначала большинство людей работают по найму. Потом это надоедает, и человек создает свой бизнес. Надеясь на то, что уж теперь-то работы будет меньше, а свободы и денег - больше.

Иногда так и происходит. Однако, по моим наблюдениям, большинство владельцев средне-малого бизнеса работают больше, чем наемные сотрудники. Может быть, у них много денег? Увы, далеко не всегда. Нередко работают на грани рентабельности, а порой и в минус. И даже если с деньгами все хорошо, нет времени и сил, чтобы потратить их с удовольствием и пользой.

Может быть, бизнесмены счастливее наемников? Многие, увы, нет.

Что же нужно, чтобы бизнес приносил свободу и радость?

В первую очередь, определить свои требования к собственному бизнесу вообще, и данному – в частности. Основные:

  • Сколько Вы хотите получать от него денег (лично себе) в месяц или в год.
  • Сколько своего времени Вы готовы тратить на него. Время - ваш самый ценный и невосполнимый (в отличие от денег) актив.

Также полезно бывает понять прочие ожидания, например:

  • Что Вы хотите дать миру при помощи своего бизнеса.
  • Какой образ жизни Вы хотите вести, владея этим бизнесом: чем будет заполнено Ваше время, с кем будете общаться, куда и как часто ездить и пр.
  • Сколько еще лет Вы готовы заниматься этим делом (кстати, английское слово "business" как раз и означает "дело").
  • И т.д.

Перед этим желательно нарисовать картину своего будущего - хотя бы лет на 10 вперед:

  • Кто Вы?
  • Где живете?
  • Чем занимаетесь?
  • Вы все еще в бизнесе, и если да, то в этом ли? Если нет, то как Вы из него вышли?
  • И пр.

Порой ответить на такие вопросы непросто. Конечно, Вы можете этого и не делать. Только будет Вас носить по жизни как лист по ветру… Это может быть даже весьма приятно.

Главное, чтобы потом не стало "мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Собственно, это и есть кризис среднего возраста. Часто он совпадает с кризисом в бизнесе и в личной жизни. Многие клиенты обращаются к нам именно в этот период. Но гораздо лучше – не дожидаться этого, предотвратить при появлении первых признаков.

Практическое задание 1. Опишите свое желаемое будущее на 10 лет вперед. Ответьте на заданные выше и другие важные для Вас вопросы. Желательно письменно: незаписанные мысли работают слабо. Я описал технику формирования вижн в статье «Будущее Вашего бизнеса». В этом задании Вам нужно применить ее к личному будущему.

Практическое задание 2. Опишите свои требования к бизнесу. Мыслите широко, но и не питайте иллюзий. Когда начинающий бизнесмен планирует уже за следующий год "заработать миллион долларов и работать по 4 часа в неделю", мне становится грустно и смешно.


Затем важно мысленно отделить себя от своего бизнеса. Ведь часто хозяин отождествляет себя с ним - столь же сильно, как мать с ребенком: маленьким, а порой и весьма взрослым. Хорошо ли это? Вряд ли. Ведь пока Вы внутри бизнеса и привязаны к нему душой, Вы не можете объективно смотреть на ситуацию, и изменять ее в соответствии со своими целями.

К тому же, пока Вы часть бизнеса, обычно Вы слишком много работаете. А как сказал Джон Рокфеллер, "Кто работает целый день, тому некогда зарабатывать деньги". Если это про Вас, то Вы так и будете работать в собственном бизнесе. А это зачастую хуже, чем по найму: работы - море, ответственность - давит, а свобода и деньги почему-то вечно ускользают от Вас за горизонт.

Я регулярно вижу таких собственников – замученных, уставших, но героически "несущих свой крест". У некоторых хватает воли вырваться из порочного круга. Мы начинаем сотрудничать, и ситуация постепенно улучшается. Другие терпят. Годами. Пока хватает здоровья и сил.

Ваш бизнес - это не Вы. Это Ваш актив, такой же как машина, квартира и т.д.

Его можно улучшать. Но если он убыточен, или надоел Вам, или у Вас изменились планы, его можно продать или просто закрыть, вложив деньги, время и душу во что-то другое. Для людей, не завязанных в своем бизнесе, мои слова покажутся очевидными. Однако для собственника, который "увяз", осознать это - непросто. Так и сидят годами в болоте, не решаясь что-либо серьезно изменить…

Часто так происходит еще и потому, что ситуация ухудшается постепенно, годами. А значит – ослабление бизнеса не очевидно. Буквально на днях у меня были переговоры с основателем и ключевым собственником достаточно крупного бизнеса, которому уже более 15 лет. Увы, из всех совладельцев проблему видит только он – остальные живут в самоуспокоенности, не замечают, что рынок сильно изменился за прошедшие годы, усилилась конкуренция, и положение их холдинга на рынке – гораздо слабее, чем прежде.

Говорят, что если лягушку посадить в кастрюлю с прохладной водой, и медленно подогревать, то она не заметит наступающей беды и сварится заживо. А вот если бросить ее в кастрюлю с кипятком – успеет выпрыгнуть. (Я не сторонник подобных опытов – просто метафора).

Когда же Вы отделите себя от бизнеса, то получите возможность работать "не в бизнесе, а над бизнесом", выражаясь словами Майкла Гербера, чью книгу "Малый бизнес. От иллюзий к успеху" я рекомендую Вам прочесть. Я обычно называю это: выйти из роли оперативного управляющего, стать архитектором своего бизнеса.

Если моя книга «Как навести порядок в своем бизнесе» - в основном методическая, то книга Гербера хороша для само-мотивации собственника.

Практическое задание 3. Посмотрите на свой нынешний бизнес со стороны. Насколько он удовлетворяет Вашим требованиям? Если нет, то что Вы предпримете?

Практическое задание 4. Выпишите бизнес-процессы, в которых Вы задействованы лично. Возможно, в этом Вам поможет фотография своего рабочего дня (обязательно сделайте ее самостоятельно).

Практическое задание 5. Представьте, что Вы уехали на некоторое время (в отпуск и т.д.) с выключенным телефоном и без Интернета. Сколько ваш бизнес протянет без Вас? И к чему Вы вернетесь? Сколько времени придется потом потратить на его восстановление до прежнего уровня?

Практическое задание 6. Начните постепенно извлекать себя из бизнес-процессов. Говоря проще, перестаньте работать в своем бизнесе: обслуживать клиентов, управлять выполнением их заказов. Не говоря уже о покупке канцтоваров в офис и печенья на кухню. Однако тут Вас подстерегает ловушка. Если Вы просто скажете сотрудникам что-то вроде "меня с сегодняшнего дня по пустякам не беспокоить", система не заработает сама. Ее нужно выстраивать и отлаживать: тщательно и кропотливо.


Итак, "изъяв" себя из текучки, Вы можете начать создавать действительно эффективную "машину" (а еще лучше – живую само развивающуюся организацию), приносящую Вам прибыль и дающую свободу. Я сейчас не буду писать подробно, что для этого нужно делать. Этому посвящено немало моих прошлых статей, а вся моя книга состоит из четкой системы практических инструментов для достижения этой цели.

Чего Вы сможете добиться, если выберете это путь? Радости и свободы, гордости перед клиентами, партнерами, и самим собой.

Сколько времени уходит на то, чтобы перестать быть рабом и стать действительно владельцем? По опыту, если двигаться активно и настойчиво, то разгрести накопившийся в бизнесе бардак и перевести компанию на уровень системы – 2-3 года. Это статистика.

Если Вы только создаете новый бизнес, то Вам тоже предстоит многое сделать за ближайшие несколько лет. Зато потом Вы сможете пожинать плоды, если сделаете все по уму.

Сейчас модно обещать чудеса типа «мы удвоим ваши продажи за месяц». Мы сказками не кормим, потому что дорожим своей профессиональной репутацией и собираемся работать на рынке консалтинга еще долгие годы.

Все ли так просто на этом пути?

Нет. Любая система сопротивляется изменениям. В первую очередь - Вы сами, Ваши партнеры. Это как перестать курить и начать бегать по утрам. Сопротивляются Ваши руководители, не говоря уже о рядовых сотрудниках (смотрите мою статью «Почему не работают законы, приказы и бизнес-процессы»). В ходе перемен неизбежно происходят кризисы.

Готовы ли Вы пройти это путь - "думайте сами, решайте сами".

Как пойти его быстрее и проще, избежать типичных ошибок или хотя бы смягчить их?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

До встречи! Будьте счастливы!

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 


Книжная полка

Бизнес-лагерь Дахаб-2017. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Гештальт-терапевт открывает холодильник, а там сидит его сын.
- Что, сынок, холодно тебе?
- Холодно, папа.
- Ну, побудь в этом (закрывает холодильник)