Анонсы - 2024

Выпуск 270. Наталия Морозова. Еще раз о главбухах

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 15.04.2014

Наталия Морозова.JPGНаталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Думала, что к теме главбухов больше не вернусь, но, как назло, консультируя собственников бизнеса, сталкиваюсь с такими идеями и действиями их главбухов, что не написать об этом не могу.

Повторюсь (см. статью «А какой у Вас главбух?»): я испытываю искреннее уважение к главбухам, которые в правовом поле находят возможности для минимизации затрат собственника. И мне неприятны главбухи, которые прежде всего блюдут собственные интересы. Нет, здесь я не буду писать о тех, кто деньги ворует, хотя и такие истории знаю. Интересы другие: 1. Всеми способами избежать увеличения собственной нагрузки. 2. Перестраховаться. Сделать все так, чтобы потенциальные проверяющие точно не смогли ни к чему придраться. Не изучать историю вопроса. Не пытаться найти альтернативных путей (хотя, это, наверное, к пункту 1 относится). Ну а то, что собственники бизнеса при этом сотни тысяч теряют, их не волнует.

Регулярно встречаюсь с тем, что главбухи очень боятся того, что их предприятия, применяющие общую систему налогообложения (работают с НДС), перестанут быть малыми. Почему? А не хочется сдавать статистику ежемесячно, а, главное, применять "ПБУ 18/02".

Недавно столкнулась с тем, что главбух практически уговорил собственника бизнеса открыть вторую компанию (с той же системой налогообложения!) только для того, чтобы обе компании оставались малыми предприятиями. Он так расписал грядущие проблемы, что собственник был готов тратить немало средств на обслуживание второй компании, которая для бизнеса была вообще не нужна. Рассказ меня реально потряс. Во-первых, тем, что очень умный собственник настолько доверяет главбуху, во-вторых, тем, что главбуху настолько плевать на деньги фирмы и настолько не хочется расти профессионально. Да, действительно, ПБУ – дело непростое, много чего наворотил законодатель, но ведь сотни тысяч главбухов с ним как-то разобрались и применяют многие годы. Кстати, применяя его с умом, и налог на прибыль минимизировать можно, но это уже высший пилотаж.

Итак, совет. Если то, что говорит Ваш главбух, кажется Вам противоречащим здоровой логике, проконсультируйтесь с кем-то еще.

Вторая история из практики. Обсуждается вопрос об оплате труда сотрудников. Из принципиальных соображений рассматриваются исключительно «белые» варианты. Главбух предлагает ограничиться только окладами и никаких премий. Но это же чушь!!! Зачем лишать себя одного из важнейших инструментов для повышения мотивации сотрудников?

Ответ главбуха: «Если будут премии, то я буду обязана для каждого из 90 человек рассчитать размер его премии, исходя из конкретных показателей. Иначе налоговая эти премии из затрат выбросит, а это огромный пласт работы».

Но давайте разберемся в вопросе. Читаем первоисточник (Налоговый кодекс РФ, статья 255: "К расходам на оплату труда ... относятся, в частности: начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели".

Нет здесь детализации, которую требуют осторожные главбухи. А главное, я не нашла ни единого судебного решения по данному поводу. Ну не выбрасывают проверяющие из себестоимости премии, начисленные за производственные результаты!

Мой опыт прохождения выездных проверок (последняя длилась 11 месяцев со всеми возможными приостановками) это подтверждает. А вот что действительно нужно, так это локальный нормативный акт, в котором закреплены правила начисления премий, их периодичность и размер.

Вот выдержка из «Положения об оплате труда» компании, в которой я работала: «В организации могут выплачиваться премии по итогам работы ежемесячно, ежеквартально, а также по итогам работы за год по окончании года, в случае достижения организацией высоких результатов в своей деятельности. Указанные премии выплачиваются только тем работникам организации, которые своим трудовым участием способствовали достижению высоких результатов. Разовый размер премии устанавливается от 0 до 1000 % от месячного должностного оклада».

Понятно, что фразы эти несколько расплывчаты. Однако в них закреплены все условия для отнесения премий на расходы, уменьшающие налог на прибыль:

1. Премии носят производственный характер (это не премии к какой-то дате и т.д.).

2. Перечислены все возможные виды премий.

3. Указан размер премий (пусть и в диапазоне).

Обратите внимание на то, что из Положения прямо следует, что премии не обязательны (могут и не начисляться). В каждом трудовом договоре должны быть ссылки на Положение и подпись сотрудника, подтверждающая факт ознакомления с этим Положением. В противном случае работник сможет доказать, что премии являются составной частью заработной платы и должны быть выплачены в обязательном порядке. Арбитражная практика на тему того, как сотрудники в судебном порядке заставляют работодателя выплачивать премии – обширная. :)

Мое мнение: премии – наше все. И для стимулирования, и для свободы маневра. Представьте себе грустную ситуацию: обороты резко упали. Не "достигла организация высоких результатов в своей деятельности". Оклад уменьшить нельзя никоим образом, а вот премии имеем полное право не платить.

Вообще вопросов, связанных с оплатой труда сотрудников, очень много. И полезные советы у меня есть. Но об этом, а также о том, что еще делают "осторожные" главбухи и многом другом мы поговорим очень скоро на Практикуме и бизнес-лагере.

До встречи, искренне Ваша, Наталия Морозова. 

*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления финансами?

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Дахаб-2014. Основной бизнес-лагерь. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Поиск работы по-русски:
до обеда никто не берет трубку,
после обеда ни к кому не дозвониться.