Анонсы - 2024

Выпуск 043. Алексей Дудин. Какой юрист нужен бизнесу?

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 30.01.2008

Алексей ДудинАлексей Дудин, начальник юридическо-договорного отдела ООО «Волгоградсервис», консультант по организационно-правовым вопросам.

Статья опубликована в журнале «Управление компанией» 10'2007 (стр. 22-24).

***

Сегодня профессия юриста — одна из самых популярных и востребованных. Высшие и средние учебные заведения нашей страны ежегодно выпускают тысячи специалистов в области юриспруденции. Казалось бы, недостатка в профессионалах не должно быть, и в то же время проблема есть.

Каждый руководитель, решивший создать правовое подразделение или взять юриста, задумывается, какой именно специалист ему нужен. Ответов на этот вопрос столько же, сколько видов бизнеса и руководителей. Для кого-то из них на первом месте стоит опыт, для кого-то — образование, широкий кругозор, внешний облик. Многое зависит и от того, какие мотивы побудили руководителя принять решение о включении в штат компании специалиста по праву. Скажем, если фирма занимается торговой деятельностью и вынуждена постоянно судиться со своими покупателями, берущими товар в кредит и забывающими расплатиться, то ей нужен юрист, имеющий в первую очередь опыт работы по взысканию задолженности. Возможно, образование и другие факторы не будут определяющими в подобной ситуации. Но такой подход оправдан только при том условии, что другие правовые аспекты организации в порядке и проблем с ними не возникает. В подобных случаях фирмы порой нанимают даже не юристов, а опытных в «долговом» отношении людей, именуя их менеджерами по работе с дебиторской задолженностью. Что касается остальных ситуаций, то у большинства бизнес-структур, независимо от размера, имеется множество правовых аспектов, которыми юрист должен заниматься.

Базовыми требованиями большинства компаний, решивших взять корпоративного юриста, как правило, являются высшее юридическое образование и некоторый стаж работы по профессии. Требование о наличии «вышки» вполне понятно, потому что высшее образование помимо академической базы дает человеку навык работы с информацией, ее поиска, систематизации и использования. А вот что касается стажа работы, то здесь стоит прокомментировать один нюанс. При исчислении стажа юридической работы для определения права занимать определенные должности на государственной службе или, скажем, для получения статуса адвоката принимается во внимание работа по специальности после окончания соответствующего учебного заведения. При этом даже если человек работал по специальности с первого курса, этот трудовой опыт не учитывается. Возможно, для государственной службы этот подход оправдан, но желающим  применить данный принцип в коммерческой структуре хочется напомнить, что важен все-таки весь профессиональный стаж и опыт, а отнюдь не только тот, который получен после вручения диплома. Так, на практике неоднократно встречаются ситуации, когда студент-заочник, работавший все шесть лет обучения в ВУЗе по специальности, на порядок квалифицированнее и компетентнее своего собрата — очника, вышедшего покорять гору профессионального олимпа без опыта работа вообще, пусть даже и с красным дипломом.

Что касается остальных требований, предъявляемых к претенденту на должность корпоративного юриста, то единообразия в них нет. Одной фирме нужны публикации и известность кандидата, другой — знание иностранного языка, третьей — наличие связей в контрольно-надзорных органах и т. д.

В то же время немногие компании уделяют внимание очень важному, на наш взгляд, качеству, а именно — наличию широкого профессионального и «околопрофессионального» кругозора. Почему это важно? Любая правовая проблема, как правило, имеет не только юридический аспект, но также и управленческий, маркетинговый, психологический. Конечно же, многие фирмы имеют специалистов, которые занимаются указанными аспектами, и юрист не должен подменять менеджера, маркетолога или иного другого специалиста. И все же можно утверждать, что без понимания содержания и сути всех бизнес-процессов организации корпоративный юрист будет вносить разлад в ее деятельность. Между тем, при знании основ менеджмента, маркетинга, безопасности, психологии юрист способен принести компании, в которой он работает, огромную пользу.

К примеру, в уже упоминавшейся ситуации торговли товарами с отсрочкой платежа и постоянным взысканием просроченных денежных обязательств в первую очередь необходимо решать вопрос управленческий. А именно — выстраивать систему управления дебиторской задолженностью, например, создавать кредитно-договорную комиссию (в которой юрист должен быть одним из основных участников), оценивающую степень риска при предоставлении отсрочки платежа, подбирать способы обеспечения исполнения обязательств. Именно юрист способен помочь менеджеру создать такую систему, чтобы она отвечала интересам фирмы и была в рамках правового поля.

Понимание основ маркетинга позволяет в процессе взаимодействия с маркетологом и менеджером по рекламе подсказать, в какую правовую форму следует облечь оформление сотрудничества с региональными представителями или, скажем, проводимые акции по предоставлению скидок.

Знание психологии и конфликтологии позволяет юристу эффективно содействовать разрешению внутрифирменных правовых конфликтов. Ведь порой обратится ли человек в суд или, скажем, трудовую инспекцию зависит от того, как с ним пообщается юрист и менеджер по персоналу. И именно поэтому юрист должен хорошо уметь «разруливать» конфликты.

Будучи знакомым с уголовным правом и основными видами и способами хищения чужого имущества, юрист может быть хорошим консультантом и помощником специалиста по экономической безопасности. Ведь зная специфику своей компании, ее активы, можно с высокой долей вероятности предсказать, что будет представляет интерес для мошенников и как они будут действовать. В связи с тем, что на многих предприятиях малого и среднего бизнеса службы безопасности отсутствуют, именно юрист должен стать помощником руководителя в вопросах экономической безопасности.

На предприятии, внедряющем какую-либо систему менеджмента, основанную на требованиях международных стандартов (ISO, TQM), юрист может работать как внутренний аудитор. Опыт изучения нормативных актов, соотнесения их требований с действительностью, поиск нарушений и путей их устранения весьма пригодится для внутреннего аудита соответствующей системы менеджмента.

Понимание вопросов формирования корпоративной культуры позволит подсказать руководству, какие положения могут быть включены в корпоративный кодекс или фирменный стандарт, а какие противоречат законодательству или неэффективны как регулятор соответствующих отношений и включаться в него не должны.

В любом случае, чем шире познания и опыт юриста в областях знаний, смежных с юриспруденцией — тем лучше. Разносторонний жизненный опыт и профессиональный кругозор способствуют формированию зрелой личности. Специалист, являющийся зрелой личностью, отличается способностью расставлять приоритеты и быстро определять, что является главным, что второстепенным, что будет эффективно, а что — бесполезно. Кроме всего прочего, такой человек наверняка умеет работать в команде и брать ответственность за принимаемые решения.

Также для корпоративного юриста важны такие специфические профессиональные навыки, как умение грамотно работать с поступающими от руководства и коллег вопросами и избегать трех распространенных профессиональных ошибок, а именно: правовой инфантильности, чрезмерной перестраховки и «заваливания» информацией.

Первая из описанных ошибок заключается в том, что юрист оценивает все ситуации, требующие правового комментария, как простые и, давая разъяснение руководителю или иному сотруднику, умалчивает о возможной ответственности за нарушение действующего законодательства либо неоправданно приуменьшает таковую возможность. Сталкиваясь с подобной работой юриста, руководитель порой сильно «обжигается» и в дальнейшем старается обходиться без помощи юриста, поскольку перестает доверять его профессионализму.

Вторая крайность заключается в том, что юрист на любой вопрос о возможности осуществления того или иного проекта говорит о противоречии законодательству и невозможности реализации намеченного проекта. Раз за разом он повторяет сакраментальное слово «нельзя», вместо того, чтобы подумать и найти возможность предложить такую правовую форму, в которой и реализация проекта возможна, и законодательство не будет нарушено. В итоге руководитель и специалисты компании также перестают пользоваться услугами юриста, поскольку постоянно слышат от него только слова «нельзя» и «запрещено».

В какой-то степени юрист должен сам обладать предпринимательским духом, чтобы понимать алгоритм мышления руководителя и давать дельные советы по принципу: «так нельзя, а так можно, но лучше всего поступить следующим образом». Подобные советы ценят практически все руководители и редко ими пренебрегают.

Что касается «заваливания» информацией, то данная профессиональная ошибка характерна для юристов, только начинающих свой профессиональный путь, но порой встречается и у специалистов со стажем, которые не утруждаются вникнуть в суть проблемы и ее значимость для руководителя. Вместо того, чтобы дать конкретный ответ, они выдают законодательную справку по всей теме, оставляя человека один на один с проблемой и массивом информации, заставляя его самостоятельно разбираться в хитросплетениях законодательного регулирования. Именно поэтому некоторые компании предъявляют к претендентам на должность корпоративного юриста требование о наличии публикаций. Подготовка письменного материала на какую-либо тему заставляет автора выбирать строго необходимую информацию, четко и логически ее структурировать и обрабатывать. В связи с чем можно вполне обоснованно полагать, что человек, умеющий внятно излагать свои мысли в письменной форме, сможет дать понятные и четкие рекомендации по профессиональным вопросам в процессе работы в компании.

Подводя итог, мы хотим еще раз подчеркнуть, что бизнесу нужен юрист, способный рассматривать проблемы не только с точки зрения юриспруденции, но и менеджмента, маркетинга, психологии, т. е. специалист разносторонне подготовленный и эрудированный. Еще Генри Форд рекомендовал при приеме на работу избегать одной категории работников — «чистокровных специалистов», которые кроме своей специальности более ни в чем не разбираются. Конечно, для крупных предприятий это не столь актуально. Большие и финансово состоятельные предприятия могут позволить себе содержать в штате целое юридическое управление, в составе которого может быть пять-шесть секторов (договорной, налоговый, трудовой и т. д.). Хотя и здесь такой человек был бы хорош на должность руководителя всей юридической службы. Что же касается предприятий мелкого и среднего бизнеса, то для них нужен как раз «человек-оркестр», хорошо ориентирующийся как в юриспруденции, так и во всех вопросах бизнеса, смежных с правовой наукой.

*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Бизнес-лагерь Этномир-2016. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Приказы не обсуждают: их просто не выполняют.