Анонсы - 2024

Выпуск 048. Михаил Рыбаков. Лояльность персонала

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 05.03.2008

Михаил РыбаковМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

В этом выпуске как, впрочем, и всегда, - исключительно мое авторское мнение, и оно вполне может противоречить Вашим мыслям и другим авторитетным источникам ;)

 

Если хочешь быть счастливым один час, вкусно поешь.
Если хочешь быть счастливым один день, выспись.
Если хочешь быть счастливым всю жизнь, будь здоров и люби свою работу!

Услышано от одного западного менеджера, работающего в России.

На днях давал интервью журналу "Business-mania", что навело меня на ряд мыслей, которыми хочу с вами поделиться. Кстати, если вы хотите получать рассылку по темам, которые интересуют именно вас - задавайте вопросы, делитесь своими размышлениями. Именно с этого получаются наиболее интересные выпуски.

Зачем оно нам?

Итак, хочу поговорить о лояльности персонала, несмотря на то, что термин уже немало затасканный. Во-первых, нужна ли она? Для меня ответ очевиден, однако я очень часто встречаю компании, где текучка персонала свыше 50% в год - норма…

Итак, что получает компания, когда ее персонал лоялен?

  • Снижаются издержки компании, ведь в среднем примерно в течение года новый сотрудник является "балластом" для бизнеса.
  • Повышается качество всех бизнес-процессов: опытному сотруднику реже приходится исправлять свои ошибки, затрачивая на это время и ресурсы.
  • Растет имидж компании на рынке: профессионалов уважают.
  • Снижаются риски: часто при уходе сотрудник уводит с собой не только клиентов, но и уносит к конкурентам ноу-хау компании.
  • Атмосфера в коллективе становится более здоровой: меньше сил тратится на сплетни и интриги. Да и вообще, приятнее работать с довольными людьми :)
  • И т.д.

К чему лоялен сотрудник?

По большому счету, лояльность всегда можно разделить на 3 части:

  • К деньгам и прочим материальным благам.
  • К самой работе, перспективам, собственному росту и развитию.
  • К коллективу, отдельным личностям, особой атмосфере.

Понятно, что у разных людей эти виды лояльности представлены в разных пропорциях. Но для вас, как для руководителя, важно поддерживать баланс между всеми тремя: перекосы чреваты неприятностями.

Упражнение: подумайте, а лучше пропишите для себя, к чему (см. выше) лояльны ваши сотрудники и вы сами.

Как же достичь лояльности сотрудников?

Люди гибнут за металл?

Перво-наперво - лояльность появляется не только из-за денег. Если человек работает у вас исключительно за кусок хлеба (даже если с маслом), то, если завтра ему предложат чуть больше, он уйдет.

Если уж говорить о деньгах, то важно определить, на что ориентирован человек в работе, потом сопоставить это с его должностью, а уже затем выстроить систему его личной мотивации, исходя из комбинации. Хотя лучше об этом подумать еще до найма сотрудника, а при отборе искать человека соответствующего типа.

Люди бывают ориентированы:

  • На достижение профессиональных целей, увлекаются самой работой как таковой
  • На реализацию личных амбиций: карьера, слава, власть и т.д.
  • На работу в основном как на источник дохода для прочих сфер жизни
  • На компанию, как защиту. Обычно такие люди мечтают о сильном государстве, стабильности и т.п.
  • На чувство хозяина: "это мое подразделение" (для руководителя), "мой станок" (для рабочего) и т.д.
  • И, наконец, просто люмпены: "после нас хоть потоп". Таких сотрудников вам не пожелаю, хотя встречаются.

Конечно, "чистые виды" встречаются редко, но понимать "склонности" того или иного сотрудника очень желательно. А то казусы выйдут, а лояльности - не ждите. Например, для амбициозного работника важна связь его дохода с результатами труда, а значит и возможность "сорвать куш" если совершил "подвиг". А если поработал плохо, то и получить минимальный оклад. Именно из таких получатся лучшие менеджеры проектов, продавцы. Большой оклад их только демотивирует. А для секретарши важно получать стабильную, пусть и небольшую, зарплату и возможность уходить с работы строго в 6 часов.

Упражнение: подумайте, на что замотивированы вы и ваши сотрудники? Например, что может заставить вас выйти на работу в выходной день?

Не хлебом единым

Что же, кроме денег, повышает лояльность людей? И вообще, есть ли это что-то? :) Регулярно общаюсь с руководителями разных рангов на эту тему: мнения различны. Мое таково: если ваши сотрудники работают только за деньги, то либо вы действительно собрали таких людей (зачем?!?), либо ваш профессионализм на ниве руководства оставляет желать лучшего (что чаще). О причинах такого суждения я уже писал в начале этой статьи.

Итак, что, кроме денег, повышает лояльность сотрудников?

  • Интересная работа
  • Чувство важности (как минимум, осмысленности того, что делает сотрудник (миссия)
  • Возможность развиваться: профессионально и личностно
  • Карьерные перспективы
  • Возможность посмотреть страну и мир
  • Здоровая обстановка в коллективе, уважение друг к другу и т.д.
  • Стабильность и уверенность в завтрашнем дне
  • И т.д.

Упражнение: перечислите, что из этого предоставляет ваша компания сотрудникам.

"Мы теперь с тобой одной веревкой связаны"…

И, наконец, поговорим о лояльности, основанной на привязанности сотрудников к отдельным личностям, коллективу и т.п. Она может быть как во благо, так и во вред интересам бизнеса.

  • Хорошо, когда молодой сотрудник уважает своего руководителя, относится к нему как к наставнику, стремится стать таким, как он. Плохо (для компании), если потом при уходе руководителя, он уводит свою команду.
  • Хорошо, если устойчивая семейная пара может эффективно работать вместе, понимая друг друга с полуслова. Плохо, когда любовные отношения мешают бизнесу: ослепляют человека, делают его необъективным.
  • Хорошо, когда в коллективе здоровая атмосфера взаимовыручки и поддержки. Плохо, если компания превращается в "благотворительную организацию": "мы так печемся о наших сотрудниках, что никого не увольняем, платим всем высокие оклады". Или - в "клуб по интересам", куда ходят в основном общаться, как часто бывало в различных НИИ в период перестройки.

То есть, конечно, личная привязанность важна, но "без крайностей", с учетом баланса, о котором говорилось в начале статьи.

Упражнение: подумайте, привязаны ли к компании, коллективу, к вам лично ваши сотрудники. К кому и чему именно? Помогает ли это бизнесу?

*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления персоналом?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми. 
  • Участвуйте в бизнес-лагерях:
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Бизнес-лагерь Этномир-2016. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Мужик с воздушного шара обращается к мужику внизу:
- Эй, милейший, я опаздываю на срочную встречу и не знаю, куда меня
занесло! Не подскажете ли, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре.
- А, опять программист…
- Да, а как вы догадались?
- Ответ ваш был столь же точен, сколь и бесполезен. Вот, теперь я из-за
вас опоздаю на встречу, на которой обещал точно быть.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да, а как догадались вы?
- Ну, по целому ряду признаков. Вы не имеете ни малейшего понятия, где
находитесь, куда двигаетесь, и как вы сюда попали. На высоту вас поднял
пузырь, надутый воздухом. Вы даете обещания, которые не только не в
состоянии выполнить, но даже не знаете, как это вообще можно сделать.
При этом вы считаете, что те, кто находится ниже вас, обязаны выполнять
эти обещания за вас. И, наконец, после разговора со мной ваше положение
ничуть не изменилось, но теперь в этом почему-то виноват я.