Анонсы - 2024

Выпуск 515. Наталия Морозова. Расходы, затраты и кошт

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 06.04.2021

IMG_20201004_141151.jpgНаталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме… 

Для того чтобы разобраться в сложных финансовых процессах, надо чтобы каждому термину однозначно соответствовало понятие.

И для наглядности предлагаю представить ситуацию.

Куплено 500 штук набор-комплектов (это и деревяшки, и винтики-шурупчики) для сборки столов.

Стоимость набор-комплектов - 10 т.р. за штуку.

Дальше рабочие не только собирают столы из комплектов, но и делают на них прекрасную резьбу, придавая уникальность.

Готовый стол будет стоить уже 50 т.р (это продажная стоимость).

За месяц сделано 100 таких столов.

Отгрузили покупателю всего 50 столов (больше не смогли, увы…)

З/п рабочих и мастера (у всех оклады), взносы с их з/п, стоимость напильников, сверл и прочих расходных материалов, аренда производственных помещений составила за месяц 1000 т.р.

Начинаем подводить итоги месяца.

Стоимость каждого стола, стоящего на складе, составляет:

20 т.р. (10 т.р. - стоимость набор-комплекта + 10 т.р. (1 000 т.р /100 шт. (прямые постоянные, относящиеся на 1 стол))

Исключительно для простоты примера решим, что из непроизводственного персонала у нас только директор, заработной платой которого пренебрежем.

В этом же месяце готовые прекрасные столы отгружают, но всего 50 штук.

А теперь давайте посмотрим, какие цифры видит собственник:

  • он потратил 500 шт*10 т.р./шт = 5 000 т.р на набор-комплекты;
  • и 1 000 т.р. (на з/п и т.д., см выше, считаем, что все было выплачено в этом месяце).

Значит, первый термин будет обозначать количество денег, которое потратил собственник. В терминологии моих практикумов и бизнес-лагерей - это затраты. Затраты отображаются в "Отчете о движении денежных средств" (он же cash flow, он же CF). Затраты составили за месяц 6 000 т.р. Шесть миллионов.

Но необходимо как-то назвать одним словом стоимость всех ресурсов, направленных на производство всей готовой продукции, произведенной за месяц. Предлагаю использовать термин "кошт". Лично придумала использовать этот термин, т.к. мне очень важно, чтобы было отдельное слово, обозначающее сумму, в которую обошлось производство готовой продукции за месяц. Это два миллиона рублей (20 т.р. - стоимость каждого произведенного стола, столов было произведено 100 шт. Итого 20т.р./шт *100 шт = 2 000 т.р.)

Итак, за месяц произвели 100 столов, знаем, сколько на них потратили (кошт). Столы стоят на складе, и это просто материальный ресурс нашей компании. Так происходит до ключевого момента - отгрузки (реализации) продукции.

История из жизни. Однажды ехали с мужем на поезде из Москвы в Санкт-Петербург. На вопрос, что за остановка, услышали: «Бологое. Это то место, где бордюр становится поребриком». 

Так и здесь. В момент реализации (отгрузки) продукции появляется выручка (доход), и весь кошт, который относится к реализованной продукции, становится расходом!

И в тот же момент происходит рождение прибыли (или убытка).

Результативность работы бизнеса отражается в Отчете о доходах и расходах (он же Отчет о прибылях и убытках, он же P&L (profit & losses)).

Как нетрудно догадаться, именно в нем отражаются все доходы и расходы за период.

Именно на основе этого отчета рассчитываются многие показатели эффективности бизнеса (Рентабельность реализованной продукции, ROS, ROL и др.).

Итак, расходы в моем глоссарии - это то, что уменьшает доходы в Отчете о доходах и расходах (он же Отчет о прибылях и убытках, он же P&L (profit & losses)).

В нашем примере отгрузили 50 столов по цене 50 т.р./шт.

Выручка (Доход) составляет 50шт.*50 т.р./шт.=2500 т.р.

Расходы - это кошт, относящийся к реализованной продукции

50 шт*20 т.р./шт =1000 т.р.

Т.е. расходы за месяц составили 1 миллион рублей.

Итак, мы, в зависимости от того, что имеем в виду, оперируем тремя разными понятиями:

  • количество потраченных денег - затраты;
  • стоимость того, что пошло на производство готовой продукции - кошт;
  • то, что уменьшает доходы - расходы.

В нашем примере за месяц затраты составили - 6 миллионов,

кошт - 2 миллиона, расходы - 1 миллион рублей. Почувствуйте разницу!

Поэтому очень важно, чтобы при обсуждении финансовых вопросов в компании все участники пользовались одним и тем же словарем.

Обратите внимание, что в нашем примере компания за месяц получила прибыль - полтора миллиона рублей.

Рентабельность продаж ROS =1500 т.р./2500 т.р.*100%=60%.

Это не просто высокая, а очень высокая рентабельность.

Но вот все ли хорошо в компании, когда живых денег потрачено 6 миллионов и склад забит?

Об этом и многом-многом другом мы говорим на живом двухдневном интенсиве "Финансы для собственников и руководителей".

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Угра-2012. Основной бизнес-лагерь. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Стену можно пробить только головой. Все остальное - только орудия.